Мажилис на пленарном заседании одобрил во втором чтении законопроект о закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.
Этот законопроект был одобрен в первом чтении 17 марта. Тогда депутаты заявили, что проект, разработанный министерством финансов, сырой и его нужно доработать ко второму чтению.
В частности, депутат мажилиса от фракции партии «Ак жол» Азат Перуашев отметил, что проект закона требует доработки по ряду немаловажных моментов. Он заявил, что документ содержит всего 18 статей общего характера, носит рамочный характер и подразумевает, что в практической работе нацкомпании и нацхолдинги будут руководствоваться не только законом, но и собственными правилами закупок. Во-вторых, законопроект охватывает не весь квазигоссектор, а лишь нацхолдинги, нацкомпании и СПК. За его рамками остаются различные ТОО и РГП при центральных и местных госорганах, которые регулируются законом «О государственных закупках», из которого еще в 2013 году были исключены меры поддержки отечественного бизнеса».
Накануне Перуашев в своем telegram-канале сообщил, что замечания его фракции были учтены. Так из законопроекта исключен подпункт, разрешавший выводить из-под действия закона любые «иные» случаи по усмотрению самих квазигоспредприятий по их правилам. Депутаты «Ак жола» добились, чтобы конкретный перечень таких случаев были зафиксирован законом и никаких дополнительных отклонений не допускалось.
Также убрали пункт, разрешавший ограничения предпринимателей по участию в закупках, не предусмотренные законом.
Вместе тем были внесены уточнения – закупки квазигоспредприятий методом биржевой торговли могут производиться исключительно по перечню, определяемому министерством торговли. Это сделано для того, чтобы перекрыть возможность уклонения от тендерных процедур через аффилированные биржи.
Кроме того, после критики «Ак жола» исключен пункт, гласивший, что порядок работы централизованной службы контроля определяют сами квазигоспредприятия.
В целом законопроект будет регулировать закупки фонда «Самрук-Казына» и иных национальных холдингов и национальных компаний.
Им будут охвачены более 250 национальных компаний с учетом их дочерних организаций на сумму порядка 3,4 трлн тенге. При этом регулирование закупок государственных предприятий, АО, ТОО при центральных и местных исполнительных органах предлагается сохранить в рамках закона «О государственных закупках». В последующем, по результатам положительной правоприменительной практики будет рассмотрен вопрос регулирования всех субъектов квазигосударственного сектора в рамках единого закона.